Для решения задачи необходимо выполнить несколько шагов: построить график функции ( y = x^3 - 3x + 3 ) и найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке ([-1/2, 3]).
Шаг 1: Исследование функции
Производная функции: Найдем производную функции, чтобы определить критические точки и исследовать поведение функции.
[
y' = \frac{d}{dx}(x^3 - 3x + 3) = 3x^2 - 3
]
Нахождение критических точек: Критические точки находятся, когда ( y' = 0 ).
[
3x^2 - 3 = 0 \implies x^2 = 1 \implies x = \pm 1
]
Таким образом, критические точки: ( x = -1 ) и ( x = 1 ).
Вторая производная: Для определения характера критических точек (минимум или максимум), используем вторую производную.
[
y'' = \frac{d^2}{dx^2}(x^3 - 3x + 3) = 6x
]
- При ( x = -1 ): ( y''(-1) = 6(-1) = -6 ) (локальный максимум).
- При ( x = 1 ): ( y''(1) = 6(1) = 6 ) (локальный минимум).
Шаг 2: Значения функции на критических точках и концах отрезка
Рассчитаем значения функции в критических точках и на концах отрезка ([-1/2, 3]).
Значение функции в критических точках:
- ( y(-1) = (-1)^3 - 3(-1) + 3 = -1 + 3 + 3 = 5 )
- ( y(1) = (1)^3 - 3(1) + 3 = 1 - 3 + 3 = 1 )
Значение функции на концах отрезка:
- ( y\left(-\frac{1}{2}\right) = \left(-\frac{1}{2}\right)^3 - 3\left(-\frac{1}{2}\right) + 3 = -\frac{1}{8} + \frac{3}{2} + 3 = \frac{23}{8} )
- ( y(3) = 3^3 - 3 \times 3 + 3 = 27 - 9 + 3 = 21 )
Шаг 3: Определение наибольшего и наименьшего значений на отрезке
Сравним полученные значения:
- ( y(-1) = 5 )
- ( y(1) = 1 )
- ( y\left(-\frac{1}{2}\right) = \frac{23}{8} = 2.875 )
- ( y(3) = 21 )
Наибольшее значение функции на отрезке ([-1/2, 3]) — это 21 при ( x = 3 ).
Наименьшее значение функции на отрезке ([-1/2, 3]) — это 1 при ( x = 1 ).
Итог
- Наибольшее значение: ( y = 21 ) при ( x = 3 ).
- Наименьшее значение: ( y = 1 ) при ( x = 1 ).
График функции ( y = x^3 - 3x + 3 ) имеет локальный максимум в точке ( x = -1 ) и локальный минимум в точке ( x = 1 ). На заданном отрезке функция принимает максимальное значение в правой конечной точке, а минимальное — в одной из критических точек.